Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкально-ритмических движений в условиях реализации ФГОС ДО

 

Развитие  творческих способностей дошкольников посредством музыкально-ритмических движений в условиях реализации ФГОС ДО

Бокарева Оксана Сергеевна

Музыкальный руководитель МБДОУ «Ладушки»№3

ФГОС дошкольного образования изменяет подход к определению образовательных областей, установленный ранее федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Во ФГОС дошкольного образования основой деления на образовательные области стали четыре основных направления развития ребёнка дошкольного возраста. Содержание дошкольного образования включает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности.

Именно эти цели и задачи, на мой взгляд, наиболее полно раскрываются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Музыка, как часть художественно-эстетического развития, является самой эмоциональной из искусств, близкой впечатлительной натуре ребенка. Овладевая навыками ритмического, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Развитие музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности предполагает, прежде всего, формирование способности ощущать своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое чувство ритма позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия.

 

В ходе реализации задач художественно-эстетического воспитания решается следующее:

1) формирование правильной, красивой осанки, развитие выразительных, пластичных движений;

2) развитие восприятия музыкальных образов, способности выражать их в движении, согласовывая с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;

3) совершенствование танцевальных движений, использование всех видов шагов;

5) формирование овладения техническими приемами танца, мимикой и жестами;

6) способствование развитию творческого потенциала каждого ребенка, поощрение собственного игрового образа, персонажа;

В работе по данному направлению необходимо придерживаться принципов, которые предусматривают учет возрастных особенностей и возможностей ребенка  в выполнении более трудных, новых заданий, в постепенном увеличении объема материала. Так, на начальных этапах обучения детей младшего дошкольного возраста, необходимо исходить из принципа «от простого к сложному», уделяя особое внимание освоению образно-игровых движений. Например: «зайка прыгает», «птичка летает», «мишка топает». В процессе разучивания этих упражнений начинается развитие элементарных двигательных качеств: пластичности, ловкости, умений исполнять махи, пружинные, плавные движения и др.

 В работе с детьми среднего дошкольного возраста, необходимо уделять большое внимание формированию умения передавать в движении разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (весёлая-грустная, шаловливая-спокойная, радостная, торжественная, беспокойная). В начале работы дети испытывают затруднения, поэтому, творческие двигательные задания предлагаются не только во время музыкально-ритмической деятельности, но и на этапе слушания музыки. Дети, прослушивая музыкальное произведение, определяют его название, настроение и характер музыкального произведения, отображая эти характеристики в движении. В разнообразных образно-игровых движениях, дети  с помощью пантомимы раскрывают  понятные им образы, настроения ( «весёлый или трусливый зайчик», «хитрая лиса», «бравый солдат»). Плясовые движения усложняются, в процессе разучивания элементов народных плясок: поочерёдное выставление ног на пятку, выбрасывание ног, топающий шаг, прямой галоп, кружение по одному и в парах.

 В старшем и подготовительном дошкольном возрасте дети достигают кульминации в развитии движений. Большой запас танцевальных движений даёт возможность подбирать более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые танцы в современном стиле. Необходимо предлагать детям творческие задания: сочинить свой вальс, свою польку, музыкальная игра «Расскажи о своем образе, настроении в танце», изобразить под музыку лисичку, лошадку, журавля, козочку…». Первые попытки детского исполнения могут быть неудачными. Необходимо найти правильный педагогический подход к каждому ребенку, найдя слова одобрения и поощрения. В процессе работы над движениями появляются первые «лидеры», которые неожиданно раскрываются в танце. Движения, их более ритмичны, пластичны, соответствующие музыке, двигаются  раскованно, непринужденно. Другие дети с интересом наблюдают за ними, тем самым появляется дополнительная мотивация для овладения тем или иным движением. Постепенно все увлекаются созданием композиций танца. Лучшие танцы, созданные детьми, необходимо использовать на праздниках, вечерах развлечений, на городских мероприятиях. Это формирует в детях осознание своей нужности и уникальности.

Решение этих задач происходит через основные виды движений под музыку (игры, танцы, пляски, хороводы, упражнения) в которых естественная для ребёнка общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под неё вместе со сверстниками дают положительные результаты в развитии ритмических способностей.

Уверена, что чем раньше начинает осуществляться целенаправленная деятельность по развитию музыкально-ритмических способностей, тем выше результаты в развитии речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии других музыкальных способностей.

Подбирая музыку, необходимо, чтобы она отвечала возрастным возможностям и особенностям слухового восприятия музыкальных произведений, требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребёнка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений. Подбирая музыкальные произведения, в первую очередь  обращать внимание на то, чтобы они были достаточно разнообразными по жанру и характеру. Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, формирует художественный вкус и музыкальную память.

Важной задачей решаемой в процессе обучения движению является развитие нравственного воспитания как элементарной культуры поведения. Дети учатся простым правилам поведения в общении со сверстниками и взрослыми. Обучая культуре танца, объясняем, как мальчик должен пригласить девочку, как после танца мальчик отводит девочку на место, благодарит ее. Эти элементарные правила этикета малыши воспринимают естественно, им нравится их выполнять, и поэтому они легко усваиваются.

В процессе освоения двигательных упражнений дети постепенно начинают ориентироваться в пространстве зала. На первом этапе даем детям возможность найти себе место, встать свободно там, где хочется, но чтобы другим было удобно. Помогаем словом. Это может быть прямое указание или образное сравнение («рассыпались горошком»).

    Анализируя работу по развитию творческих способностей посредством музыкально-ритмических движений, можно сделать вывод, что только деятельность доставляющая детям эстетическое наслаждение и эмоциональную радость дает высокий результат. Дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, выразительно исполняют движения под музыку, легко создают различные танцевальные образы, самостоятельно выполняют перестроения на основе танцевальных композиций, выполняют сложные циклические виды движений. В результате работы дети легко организовывают игровое общение с детьми других групп, применяют танцевальные навыки в свободной деятельности, организовывая детские танцевальные «марафоны», подбирая оригинальные и разнообразные движения, комбинируя их. Результатом и итогом работы в данном направлении становятся красочные выступления воспитанников на утренниках, концертах, праздниках.

 

                               Список литературы:

1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста)-2-е изд., испр. и доп.- СПб.: ЛОИРО,2000-220с.

2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой-3-е., испр. и доп. – М.: мозаика-синтез, 2014.-368с.

         3. Ладушки. И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева, 2007 «Праздник каждый день» Издательство «Композитор» Санкт-Петербург», 2007

         4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Издатель-ЗАО «МЦФЭР»

шаблоны joomla 2.5