Особенности организации игрового взаимодействия взрослого и ребенка в рамках образовательной деятельности «Музыка»

 Бокарева Оксана Сергеевна,

музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №3 комбинированного вида «Ладушки»  Управления образования  администрации городского округа Коломна

Одним из основных видов взаимодействия взрослого и ребёнка в течение дня является – игра. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни ребёнка, являясь преобладающим видом его самостоятельной  деятельности. Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности.

Разнообразные виды игры мы можем наблюдать в течении дня во время различных видов деятельности: на зарядке, музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре, занятиях по коммуникации, логоритмике, на досугах, развлечениях. Педагогический процесс детского сада включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со стороны взрослого – в процессе основной образовательной деятельности, и самостоятельную свободную деятельность детей.

Самостоятельная деятельность детей предполагает разнообразный игровой процесс, в частности сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, настольно-печатные игры, подвижные игры и т.д.

Рассмотрим принципы сюжетной игры в детском саду:

1.     Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослый должен играть вместе с детьми.

Важным моментом является сам характер поведения взрослого во время игры. В совместной игре с детьми взрослый должен сменить позицию «учителя» на позицию «играющего партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал бы себя вне оценок: хорошо – плохо, правильно – неправильно,

Ибо к сюжетной игре они не применимы. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление взрослого, а лишь превосходство «умеющего интересно играть».

2.    Педагог должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом  этапе следует  развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Например, ребёнок 1,5 – 3 лет может «открыть» условное игровое действие с предметом – заместителем, если в совместной игре он видит такое действие партнёра–взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить подобное действие. Начиная с 3 – 3,5 лет можно вовлекать детей в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов, тем самым «открыть» для детей игровую роль, сформировать умение использовать роль в качестве основного «строительного блока» игры. После достижения детьми 5 лет, взрослый может вовлекать их в своеобразную игру – придумывание, которая позволяет детям освоить новый способ – творческое комбинирование разнообразных событий, а также новые возможности игры.

    3. Чтобы игра была интересна ребёнку, необходимо понимать смысл действий партнёра. Для этого смысл игрового действия с предметом, принятие роли в игре должны быть пояснены партнёру. Взрослый, играя с ребёнком, поясняет игровые действия сам («Я буду купать мишку, это у меня мыло», « Я теперь шофёр», «Давай у нас будет день рождение!» и т.п.) и стимулировать к этому ребёнка («Ты чем мишку кормишь?», «Куда едет наша машина?», «Откуда плывёт наш пароход?» и т.п.) Для того чтобы дети могли, сотрудничать в игре, необходима организация сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства  необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия так и на пояснение его смысла партнёром – взрослому или сверстнику.

Сформированные выше принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых способов, умений, которые позволят им развёртывать самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами. Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной деятельности, совершенно недопустимы со стороны взрослого принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной). У детей не должно возникать чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь».

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастный  характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Всё, что было сказано выше, относится и к музыкальной деятельности. В процессе организованной образовательной по музыкальному воспитанию мы  стараемся использовать многообразие различных видов сюжетных игр: «путешествие», «прогулка в лес», «полёт в космос», «мы пешеходы».

Облегчает нашу работу календарно – тематическое планирование. Мы знаем, какую игру и когда мы будем использовать в рамках темы. Но запланированная игра  или занятие  может претерпеть изменения, если дети предлагают другой сюжет или их возможности не позволяют осуществить задуманное. В таких ситуация необходимо поддерживать творческую инициативу  детей, учитывать их индивидуальные особенности.

Рассмотрим сюжетно-ролевую игру. Так же как и в обычной игре, в сюжетно-ролевой  часто используются игрушки-заместители (колобок – мяч, постройка из кубиков – дом) или воображаемые предметы и действия с ними (пекут пирожки, собирают огурцы). Например, сюжетно-ролевая игра « К нам гости пришли». В процессе игры дети выступают в роли хозяев, поют, встречают, развлекают гостей, угощают пирогами. Игра «Огород» - здесь дети реализуются в роли овощей, огородников. Главный принцип игры заключается в том, что взрослый не навязывает своё мнение и не оценивает действия играющих детей. Вопросы во время игры должны носить не прямой характер и заставлять детей думать, размышлять.

В процессе реализации образовательных задач по музыкальному воспитанию широко используются музыкально-дидактические игры. В них есть цель, поставленные задачи, но вместе с тем игра не должна стать рутиной, в этом случае музыкальный руководитель должен включить эмоциональный фон, свои театральные, творческие способности. Спектр таких игр большой: игра «Три цветка» направлена на развитие эмоции, «Ритмическое лото» - развивает чувство ритма, слуховое восприятие и внимание, «Найди свой цвет», «Соберись в кружок» - на различение темпа музыки и сенсорных эталонов. На занятиях необходимо использовать игры с правилами. Вовремя которых ребёнку разъясняются условия игры, которые он должен соблюдать. Часто игры с правилами перекликается с сюжетно – ролевой игрой. Примером такого объединения могут быть игры  «Пугало»,

«Репка», «Осенний листопад», «Соберём урожай».

В игровом взаимодействии с детьми большое значение имеет театрализованная игра. В ней осуществляется эмоциональное развитии воспитанников. Дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Театрализованная игра – является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

В процессе музыкальной деятельности важное место занимают и народные игры. Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребёнка.

Формируя игровые навыки в процесс музыкальной деятельности, важно понимать ценность их реализации в процессе свободной деятельности детей. Игровые навыки  дети широко используют в самостоятельной творческой игре, как в детском саду, так и дома. Например, играя в дочки – матери ребёнок самостоятельно распределяет роли, поёт колыбельные своим куклам. Мы наблюдаем, как дети, подражают музыкальному руководителю, проводя музыкальное занятие с игрушками или сверстниками, тем самым они осваивают новые для себя социальные роли, проявляя свои творческие способности в пении и танцах. Вовлекая в игру сверстников, а может и родителей, ребёнок учиться ставить перед ними различные творческие задачи, тем самым с помощью организованных и самостоятельных игровых действий ребёнок не только развивается, но и формируется как личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М.

 Просвещение, 1983.

2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 1990.

3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей. – М., 2000.

4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Формирование сюжетной игры у детей пятого года жизни // Дошкольное воспитание. – 1989. - №7.

5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взрослые, дети, игра // Дошкольное воспитание. – 1984. - №8.

6. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.

шаблоны joomla 2.5