РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Плохой ли, хорошей рождается птица-

Ей все равно суждено летать.

С человеком же так не случится.
Человеком мало родиться,
Им еще надо стать.
                      (Э. Асадов)


            «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» определяет главной задачей российской образовательной политики обеспечение качества образования. Что же понимается под «качеством дошкольного образования»? Мне созвучно мнение О. Сафоновой, которая считает, что это «такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых способствует разностороннему развитию ребенка, сохранению его здоровья, успешному переходу к следующему возрастному периоду».

         Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы активно влиять на формирование личности растущего человека, чтобы подготовить его к успешному переходу к следующему возрастному этапу. Один из путей всестороннего развития ребенка – это активизация творческих способностей.
   Работая над этим, заметила, какой неподдельный интерес у детей вызывают творческие задания в различных видах музыкальной деятельности. В связи с этим возникла необходимость организации специальной театрализованной деятельности для реализации творческих проявлений детей. Слайд 1. На наш взгляд она тесно связана с другими видами музыкальной деятельности такими как – развитие танцевальных способностей, образных движений, пения, восприятия музыки и т. д. Таким образом, необходимость внедрения и систематизации театрализованной деятельности в педагогическом процессе, очевидна.

    Для реализации данного направления были определены следующие цели и задачи:
    Главной целью является - развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Для осуществления данной цели необходима реализация следующих задач: 

  • Внедрение технологий, которые будут способствовать музыкально - творческому развитию и  эмоционального благополучия воспитанников.
  • Создание условий через систему театральных занятий для развития музыкально-творческих способностей личности каждого ребенка.
  • Обновление учебно-методического и материально-технического сопровождения для освоения нового содержания образования.

Работу над спектаклем ведем двумя составами детей (основной и дублирующий). В процессе разучивания материала соблюдаем следующие принципы:

  • Следование природе ребенка, его темпераменту, характеру; заинтересованность, новизна, сюрпризность;
  • Обучение через игру;
  • Импровизация;
  • Радость успеха;
  • Подбор доступного и интересного материала;
  • Воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в жизни и людях.

 

 

   В дополнение к Основной образовательной программе ДОУ, используются современные технологии, направленные на развитие театрализованной деятельности:
- Э. Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»;
- А. Е. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду».
         Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это очень сложный творческий процесс, который требует большой предварительной работы. Эта работа начинается с первой младшей группы. Слайд 2. В данном возрасте у детей на занятиях по музыкальному воспитанию формируем простейшие образно-выразительные умения. Например, имитировать движения сказочных животных. В средней группе обучаем элементам образных выразительных средств (интонации, мимики и пантомиме). Слайд 3. В старшей и подготовительной группах совершенствуем  образные исполнительские умения, развиваем творческую самостоятельность при подготовке инсценировок и спектаклей. Слайд 4
Для усиления восприятия образа сказочного персонажа широко используем различные мелодии, подчеркивающие характер героя.
         Развитие музыкально-творческих способностей детей наиболее эффективно происходит во время систематических театральных репетиций, где дети развивают мимику, речь, интонационную выразительность, воображение, фантазию, оттачивают характерные жесты героев. Для эффективной организации занятий, направленных на развитие творческо-театральной деятельности воспитанников, используем методические разработки, представленные в журналах «Дошкольное воспитание», «Колокольчик», «Музыкальная палитра» «Музыкальный руководитель».
Слайд 5 В процессе реализации театральной деятельности выделились
основные этапы работы с дошкольниками над спектаклем:

  • Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми.
  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
  • Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций.
  • Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
  • Повторные показы спектакля.

         Работу над спектаклем начинаем с чтения и обсуждения текста. Даем возможность детям проявить инициативу, чтобы каждый ребенок самостоятельно мог разобраться в характерах персонажей. Разучиваем спектакль небольшими фрагментами, не давая детям готового образца для подражания. Ребенок самостоятельно выбирает для своего персонажа выразительные средства (движение, мимика, жест).

Слайд 9 Большое внимание уделяем созданию атрибутов и декораций. К этой работе привлекаем воспитанников. Важно помнить, что атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства – является необходимым элементом театрализации, помогающим войти ребенку в нужный образ. Например, характерную маску зверя, шапочку, фартучек кокошник, венок  и т. д. ребенок делает для себя сам, уже продумывая, проговаривая образ персонажа  с музыкальным руководителем или воспитателем.

         В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать основные  правила, соблюдая основной принцип «видеть творца в каждом ребенке»:

  • Не перегружать детей.
  • Не навязывать своего мнения.
  • Не позволять одним детям вмешиваться в действия других.
  • Предоставить всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

    Создание спектакля это не единоличная работа, а сотворчество педагогов, детей и родителей в целом. При необходимости, организую консультации с воспитателями и родителями, с целью разъяснения методики работы над тем или иным спектаклем. Неоценима помощь родителей на этапе разучивания с детьми текста спектакля, а также при изготовлении декораций и костюмов.      Любая организованная деятельность нуждается в мониторинге реализации для выявления ее эффективности. Поэтому, ориентируясь на требования Основной образовательной программы ДОУ, а также на авторскую методику А. Е. Антипиной, мы проводи обследование уровня развития театрализованной деятельности у старших дошкольников два раза в год.  

    Регулярность проведения занятий, их системность, а не спонтанность позволяют мне добиться высоких результатов. В прошлом году силами детей двух подготовительных групп были поставлены следующие спектакли и инсценировки: «Жадная Ворона», «Снежная Королева», «Волк и семеро козлят», «Теремок на новый лад», «Красная Шапочка на новый лад», в 2013 -  «Снеженика». Планируется показ спектаклей для школьников, а также для неорганизованных детей ближайшего социума.
Гармоничное сочетание драматического искусства, музыки и художественного слова вместе с развитием детского творчества дает положительные результаты. Ребенок осознает свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде музыкально-театральной деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны взрослых и сверстников.
Думается, что использование драматизации возможно и целесообразно на любом возрастном этапе жизни ребенка, т. к. и в дальнейшем она помогает решать такие задачи, как эмоциональное раскрепощение ребенка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению.


ЛИТЕРАТУРА


Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду», М.2003г.


Самоукина Л. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы», М. 1995г.


Сафонова О. «Дошкольное учреждение: основы управления качеством образования», журнал «Дошкольное воспитание» 12,2003г.


Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», М. 2001г.

 

шаблоны joomla 2.5