«Фольклорные праздники как средство патриотического воспитания на основе произведений русских композиторов»

 

 

 «Фольклорные праздники как средство патриотического

воспитания  на основе произведений русских

композиторов»

 

 

     Любому  гражданину хочется любить свою Родину, но чем старше он становиться, чем негативней опыт общения с государством, тем сложнее ему сохранить это чувство. А если любовь к Отечеству не взращивали с малых ногтей - проблема становиться  почти неразрешимой.

     Много копий сломано на тему " Как привить любовь к Родине" сегодняшнему гражданину .Хотя ведь  кажется , что вопрос легко  решается- начните прививать это чувство с самого  детства, ещё до школы.

       Детство  это особый мир , который сохраняется в душе человека на всю жизнь. Детские годы  - это период накопления музыкальных впечатлений , которые оказывают огромное влияние , как на дальнейшее музыкальное развитие ребёнка, так и  на  формирование  всех сторон  его  личности.

        Общество  заинтересовано сохранить и передать  будущим поколениям духовные  ценности , в том числе  музыкальную  культуру. Дети должны развиваться  через познания культурного наследия,  воспитываться так , чтобы быть способными его  приумножать.

          Мы стремимся использовать на  занятиях  музыкальные произведения, ценные в  воспитательном отношении стараемся раскрыть перед детьми их красоту,  сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

           Суть  нравственно - патриотического  воспитания состоит в том . чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви  к родной природе, к  родному дому и семье , к истории и культуре страны , созданной трудами родных и близких людей  .

             Дети должны знать историю своего народа, его прошлое.  Большие потенциальные возможности нравственно - патриотического  воздействия  заключаются в народной музыке.

              В музыкальной жизни детей фольклор тесно  переплетается с  классикой   и современностью.

              При знакомстве детей с песней  учитываются особенности русского мелодизма , лада . метроритма . Как красивы распевы русских мелодий  , как жизнеутверждающе звучат народные лады.

             Чувство любви к природе -одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления , окружающие ребёнка, сильнее воздействуют на эмоциональную  сферу. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами  музыкального    искусства.

Выразительность музыкального языка , яркость и поэтичность стихов   помогают  детям почувствовать теплоту и сердечность песен , воспевающих красоту родной природы.

              Музыкальный материал  подбирается с учётом двух принципов: высокой художественности и доступности детям - и включает в себя  произведения  разных эпох и стилей: М.И. Глинка и С.С. Прокофьев.

Достаточно широко используется музыка современных  композиторов :

Г. Свиридова ,  В. Гаврилина , В . Агафонникова . Знакомить детей со столь разными по стилю музыкальными произведениями    очень важно - это позволяет  значительно расширить круг их музыкальных впечатлений , способствует  формированию основ  музыкальной культуры ,  приобщает к её ценностям.

         Дети получают представления о музыке и ярких фрагментах биографий ряда композиторов - классиков. Наряду с камерной музыкой мы знакомим  детей с произведениями , в основе которых лежит  органичный синтез различных видов искусства: с оперой и балетом. Введение дошкольников в мир оперы и балета идёт через сказку ( сказка -это фольклор, народное творчество) - наиболее доступный и любимый  детьми жанр .Дети  знакомятся с балетами П.Чайковского  ( " Щелкунчик " - визитная карточка Большого театра  также как и балет " Лебединое озеро" ," Спящая красавица"

С. Прокофьева " Золушка"), операми Н . Римского - Корсакова " Сказка о царе Салтане" , " Снегурочка"......

          К седьмому году жизни у детей , если с ними регулярно занимались уже имеется  достаточно большой запас музыкальных впечатлений.

Музыкальный  репертуар  предлагаемый детям , усложняется  в образном и языковом  отношении .Так  в рамках темы "Русская музыка и музыка  других народов " детям  предоставляется возможность сравнить музыкальный язык  различных  народ и стран. Музыкальные произведения подобраны таким образом, чтобы дети могли сравнить  сочинения разных композиторов на одну и туже тему . Например ," Утро" Э. Грига, " Рассвет на Москве -реке" М. Мусоргского , " Рассвет" П. Чайковского.

            Дети с огромным удовольствием слушают произведения  русских  композиторов  в которых воспевается красота русской природы , произведения связанные с временами года.

            Каждый временной цикл  обязательно заканчивается  праздником , развлечением.

    Святки -колядки   -выход героев и музыкальные номера  сопровождаются отрывками из произведений П.Чайковского " Камаринская" Н. Римский - Корсаков " Сказка о Царе Салтане" (Сделать под камаринскую оркестр)

     Масленица – где наиболее яркий образ достигается с помощью классических произведений, написанными такими композиторами как  М. Мусоргского " Картинки с выставки " Петрушка", " Избушка на курьих ножках" «Богатырские ворота". (Сделать музыкальный фон на Бабу Ягу, провести игру Богатырские ворота)

     Весенние праздники  сопровождались музыкой П.И. Чайковского  альбом " Времена года" , " Подснежник"( Апрель) дети исполняли танец  весенних цветов.

         На святочной  неделе детям младших групп показывают театрализованные представления – «Щелкунчик» П.И. Чайковского, где на протяжении всего спектакля звучала классическая музыка.

   Знакомя детей с православными праздниками (ведя в них так же линию фольклора),  на занятиях. где мы так же используем классическую музыку, например детский альбом П.И. Чайковского «Утренняя молитва».

    Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы  воспитываем в них чувство патриотизма , а оно неотделимо от воспитания  чувства национальной гордости.

 Используемая литература:

 Радынова О.П. ,Катинене А.И. , Палавандишвили М.Л.

Музыкальное воспитание дошкольникрв -М: Академия 2000

Радынова О.П.       Музыкальные шедевры .Природа и музыка -М: Сфера2009

Зацепина М.Б. , Антонова Т.В.  Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. М.-  Мозаика- Синтез  2005

справочник музыкального руководителя № 5


Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

                детский сад №3 комбинированного вида " Ладушки"

 

 

 

 

 

                   «Фольклорные праздники как средство патриотического

воспитания  на основе произведений русских

композиторов»

  (выступление на ГМО музыкальных руководителей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Подготовила:

                                                                                Музыкальный руководитель

                                                                                Бокарева О.С.

 

 

 

 

                              

 

 

 

                                    г.о. Коломна

                                     10 февраля 2015г.

шаблоны joomla 2.5